#diy
На самоизоляции наконец-то закончил переделку гитары из Золушки в Принцессу.
Было: старая потрепанная чешская «Йолана Ирис» — короткомензурная (!) Телекастер-подобная басуха.
Стало: кастомная няша-милаша ))
Кому интересно, в двух словах опишу основные моменты процесса. Букв будет много, потому что по мере написания пост оброс деталями, которые я перед публикацией хотел сократить, но потом всё-таки мой маленький внутренний Трей Паркер настоял на своём (прямо как рябину на своём коньяке), и я решил выложить «режиссёрскую» версию. Поэтому строго не судите ;) 16+
• Расчленил. Как теперь модно в Санкт-Петербурге стало делать. Почему наш город лидирует в этом трэше? Только и слышишь новости, кто кого на запчасти разобрал. Михалыч (который Фёдор, он же Достоевский, который понурый и жесть-какой-грустный), ты не в курсах, а? Реставрируй бы Родя рояли, возможно, и не так всё было бы. Расчленинград какой-то.
Старую начинку и фурнитуру выкинул (но не в Мойку, и даже не в Обводный).
Оставил только крепление для грифа и блестящую железку спереди. Итого, из старых деталей остались только корпус и гриф.
• Ободрал краску (и грунтовку, и шпаклевку) до чистого дерева. Самый запарный этап, о-о-о-очень запарный, ваще!
• Гриф покрыл акриловым лаком, сделал его матовым с помощью супер-мелкой наждачки. Итого — натуральный цвет светлого дерева. По ходу, бука.
Прикрутил новые колки и ретейнер.
• Выпилил из фанеры (5 мм) накладку на корпус, в ней выпилил необходимые дырки под звучок и начинку. Не дырки, а технологические отверстия! Дырки сами понимаете, где у нас — только в пышках на Большой Конюшенной! Я про выпечку, если что.
Это было, есть и будет необходимо по двум причинам:
— у всех старых восточноевропейских (в том числе советских) гитар высота грифа и бриджа над корпусом выше, чем у Фендер-Гибсон-подобных. А детали в современном магазине именно такого ГОСТа. Наклеенная фанера компенсирует эту высоту именно на 5 мм;
— можно придумать новый концепт без зависимости от старого положения вещей и без необходимости слишком радикальной переделки.
• В старом корпусе выпилил новое гнездо под звучок. Не стал обращаться к друзьям, у которых есть фрезерный станок, а бахнул вручную. Заодно ещё раз понял, откуда руки растут. Оказалось, что из плеч, и почти прямые.
Просверлил канал для проводов звучка и выдолбил под провод на заземление к бриджу. Бывший выход под джек (с торца) забил деревянной заглушкой с клеем. Размутил ситуацию: решил поставить джек на фасадную железку, благо там 3 отверстия, а в дырку, как водится, нужно что-то вставить — природа, то бишь железка, не терпит пустоты. Одно отверстие немного чуть позже расширю сверлом — это под крутилку громкости, которую я и захотел в него вклепать!
• Наклеил полиуретановым клеем фанеру на корпус, совместив технологические отверстия (дырки). Двумя напильниками придал форму единого монолитного целого. С задней стороны корпуса сделал типичный скос под пивное пузо настоящих блюзменов (ну, мало ли на этой гитаре захочет поиграть настоящий (а не как я — без пуза) блюзмен, а у меня — все удобства, пожалуйста). Скос под правую руку на лицевой стороне делать не стал, хотя сильный соблазн был — ой, как был. Ну, это дизайн такой, в традициях «Телекастера».
• Зашпаклевал. Покрасил. Цвет подобрал близкий к желаемому (мятный зеленый, «тиффани», яйца дрозда, вот это вот всё). На баллоне этот цвет назывался «бриз».
Самый рукожопный этап, скажу я вам. Поверхности заводского уровня фиг добьешься, поэтому отмазываюсь, что так и задумано — типа винтаж, гараж, вернисаж Лаймы Вайкуле и прочий татуаж бровей. И вообще — вы гитару Стинга видели? ) Возможно, попозже (хз когда) матирую поверхность и залью еще слоем краски и лаком. А пока буду косить под него (сэр Самнер, вы в курсе? Я типа под вас косить собрался).
• Собрал все воедино! Поставил струны. Решил начать именно с этого, чтобы понять, не ошибся ли я с монтажом звучка на нужной высоте. Не ошибся. Слава ангелам и апостолам святейшего Рок-н-ролла, единственного нашего б-га, а Оззи Осборн пророк его. Бемоль! Диез! Чин-чин! Дрынь-дрынь! Хрю-хрю!
Небольшое лирическое отступление: как я покупал короткомензурные (под мои 30″) струны на Загородном проспекте. Один продавец у другого спросил:
— Ваня, они реально 300 рублей стоят, чувак?
Ваня посмотрел по компу:
— Да, реально 300 рублей, бро.
— А че так дёшево, чувак?
— Да их не берёт никто, бро!
Кто не знает: струны на обычную басуху стоят от тысячи с хвостом русских православных шекелей.
Таким образом у меня в руках оказался комплект струн «light gauge», говоря по-русски — «тонкий калибр», таки да. Ну, что было, то и взял. Так-то я хотел бы потолще, пожирнее. Ну, посмотрим — всему своё время. Это на гитару я ставлю «десяточку», а на акустику и вовсе «девяточку». Кто не знает: это толщина первой струны в тысячных долях (промиллях!) дюйма. Да — дюйм и метрическая система здесь пересекаются, возможно, эпичный раскур трубки мира между системами произойдёт именно в сфере толщины струн.
А вот продавец и гитарный гуру Виктор на Парке победы однажды посоветовал мне комплект «light top / heavy bottom». Это когда 1–3 струны — тонкие сопли, чтобы Джорджа Майкла играть для школьниц в парадняке под дешёвый шмурдяк. Если что — я очень уважаю Джорджа Майкла и школьниц в парадняке, здесь без подстёбов, но дешёвый шмурдяк — это уже художественный вымысел: только виноградный день VSOP. А вот 4–6 струны – это жыр для мяса в духе ню-металла для брутальных пацанов. Да и в духе старого металла тоже (для олдскульных пацанов), чё врать. Ну, на басуху я хотел навесить больше жыра, но что есть, то есть. Навешу ещё, чё.
• Спаял начинку по схеме «Фендер Пресижн бас». Настроил струны и бридж. Да, врубил режим математика-физика на 10 минут с отверткой и шестигранником в руках. Говорят, басуху настраивать необязательно, но — басисты врут, как дышат! (Лёгкий стёб над басистами. И альтистами. Извините). Но я таки настроил — я ж не басист. Ха-ха. (Извините ещё раз). Бридж подкрутил на глаз. Тюнер показал, что я ошибся на 2 цента (кто не знает: цент — это одна сотая полутона). Не всякий басист поймёт (извините в третий раз, ох, что ж я так стебусь-то над басистами...), но математики и гуманитарии вспомнят. Но не басисты (простите в четвёртый раз. Б-же, какой же я гадкий! Простите). Ыыы, я, похоже, все анекдоты про басистов вспомнил за один присест. Дорогие басисты, простите, я просто дурачился.
Ок, это просто шутки. Восхищаюсь Клиффом Бёртоном, первым басистом Металлики. Метла и сейчас использует его идеи! Клифф дал рок-н-роллу всю свою короткую, но яркую жизнь. А Джейсон Ньюстед показал мне крутую прическу. Ладно, загоняюсь — офигенный басист! Уважаю Криса Новоселича. Нирвана — это моя юность, моё рок-н-ролльное мировоззрение сложилось под влиянием этой группы. Джон-Пол Джонс — это просто не укладывается у меня в башке, насколько он крут!!! А все песни ВИА «Секс Пистолс» написал басист Глен Мэтлок. Я видел эту группу на концерте в 2008, у нас в Питере. С Гленом, конечно же. Сид давно уже не гастролирует по уважительным причинам. Да и хорошо, пожалуй, что не гастролирует. А Мелисса ауф дер Маур — просто ангелка басухи! Рыжая, к тому же, мммм....
Ну, Лемми, Джин Симмонс, Пол МакКартни, Фли, Андрей Кагадеев — ясен пень, крутых басистов хватает.
На самом деле я не такой злой стебок (я ещё хуже), просто у меня появилась моя Изумрудная Малышка!
• Ну, и пара особенностей, куда ж без них.
Гриф безнадежно кривоват, первая струна из-за этого децл косит относительно линии партии. А партия у нас одна, да и стучать надо чаще. Анкер даже не крутится, скотина железная, терминатор недоделанный. Да и пёс с ним. У товарища Паука, например, струны G, например, вообще нет, ему трех хватает, например. Например. Тащем-та. Дичайше.
Из-за короткой мензуры звучок пришлось ставить под углом, чтобы магнитики точнее попадали под струны. Сделал чертёж, все как надо — все до миллиметра выверил! Угол 15° перенёс с чертежа на корпус с помощью циркуля и линейки. Кто там говорил, что уроки геометрии из школы не пригодятся? Вуаля. Хоба-на!
• А теперь — ожидаемый вопрос: как эта Изумрудная Малышка звучит. А звучит она как настоящая рок-н-ролльная Леди! Это просто Джоан Джет, Донита Спаркс и Кортни Лав вместе взятые в теле басухи! Настоящая стерва (в хорошем смысле, конечно же), как я люблю! Звонко, чисто, чётенько, с хорошим обертоном и сустэйном. А когда с хорусом и дисторшном — ваще просто ложись и кайфуй! Уууухх!!! Я рад, что у меня появилась новая Принцесса!
Моя Изумрудная Малышка, я люблю тебя!
Добро пожаловать в компанию Белой Невесты, Белой Феи и Зеленой Стервы.
Только не ревнуйте, мои злодейки! )
• И стоимость работ:
— колки Wilkinson: 1000 ₽
— звукосниматель BelCat: 1000 ₽
— струнодержатель (ноунэйм): 900 ₽
— strunki.ru самый крутой сайт для покупки запчастей!
— краска и лак: 600 ₽
— струны D'Adario: 300 ₽
— верхний порожек: 10 (десять) ₽
— остальная мелочь: ~200 ₽
— инструменты, которых не хватало (пилки для лобзика, рашпиль и стамеска): ~250 ₽
— повозиться и сделать это всё своими руками, родить Изумрудную Малышку: бесценно.
Благодарности: маме, папе, брату, Тюльте, Даниле, Аньке, Андрюхе, Лёхе, Филу, Тимычу, Толику.
За лобзик, паяльник, супер-крутой-аццкий-термоядерный-адронноколлайдерный напильник, советы, учебник по рок-басу, терпение и поддержку.
• Ура! Работа закончена! Можно смело хвастаться!
А сейчас что делать?.. Дайте мне уже другую старую гитару, возможно, в ней томится нимфа рок-н-ролла и тоскует о своём нераскрытом потенциале? ))))