#занимательное_краеведение
Итак, дорогие друзья, — телега внеочередная, без номера.
(Редакция v 1.1 (новые фотки и слегка подкорректированный текст))
Как обычно: моё мнение — это просто моё лирическое мнение.
Давайте поговорим о том, в чем наш прекраснейший город родственен с заокеанской дружественной страной.
Начнём телегу.
«Америка в Питере, Питер в Америке».
Погнали.
Наверно, все знают, что в США есть целых 4 города, носящих такое же имя, как и наш. Два из этих городов являются нашими городами побратимами наравне с Лос-Анджелесом и Чикаго.
А вот действие книг Марка Твена о приключениях Тома Сойера происходило в вымышленном городе, носящем имя Санкт-Петербург.
Однажды мне показалось странным, что один юный американец, с которым мы общались в чате Steam-а, не знал этого писателя и его героя. Как так? – представьте, что вы не знаете Пушкина! Успокоила мое сердце только дружеская пьянка и беседа с американцами-ровесниками, случившаяся IRL через год. Они еще по Достоевскому тащились. Такие дела, да. Нашли, по кому тащиться. Не по Марку Твену!
«Красный треугольник».
По этому вопросу ограничусь одной заметкой, потому что о «КТ» можно говорить гораздо больше, чем я хотел в рамках этой телеги.
Завод резиновых изделий был совместным российско-американским предприятием.
Здания завода — это прекрасный образец кирпичной индустриальной архитектуры. Постройка началась в 1860 годах, то есть в те времена, когда Александр II произнёс эпохальные слова: «Раскрепостить всех!».
Печально, что сейчас здания завода разрушаются. Просто от времени: никто за ними не следит. Да, там теплится определенная жизнь: мастерские, репетиционные студии, например (кто там не репетировал — поднимите руку)). Надеюсь, когда-нибудь в это место вернется жизнь и движуха: реально же очень крутое место.
Мосты. «Американские».
Американские мосты перекинуты через Обводный канал. Почему «американские»? Да всё просто. Строил их американский архитектор Джордж Уистлер, инженер железных дорог, работавший у нас в 1840-е годы.
Изначально мосты были деревянными. В XX веке была их реконструкция: полная стальная копия (почти) изначального инженерного решения — просто заменили деревянные конструкции стальными.
Современный вид мосты получили уже в 2006, после очередной реновации.
Когда едешь в Москву (или куда там нам еще надо, кроме Москвы?), эти мосты как раз и проезжаешь на уютном «Сапсанчике», попивая кофе. Или пивко. Некоторые пассажиры, конечно, и водку предпочитают, что тоже вполне себе неплохо, и — более того — оправданно: как в Москву ехать без водки? Не смешите. Если есть сомнения — к Венедикту Ерофееву в очередь становитесь.
Вот 100 км если отъехать (что от Златоглавой, что от Ленинбурга) — начинается настоящая Россия-Матушка. Смотря из окна «Сапсана» этого даже заметишь: этот замечательный поезд уже стал восприниматься, как метро до Первопрестольной — все чудеса, которые рад был бы видеть сказочник Павел Бажов вместе с коллегой по литературному цеху Салтыковым-Щедриным, и не успеешь заметить. Эх, летит птица-тройка! — видел бы Гоголь, до чего техника дошла... Что-то я отвлёкся дико. Извиняйте, дамы и господа!
А... Еще Джордж Уистлер был одним из проектировщиков Благовещенского моста. Такие дела, да.
Идем дальше.
Дом Зингера. «Дом Книги» же, кто ж его не знает!!!
Год постройки — 1904, эпоха начала расцвета модерна.
В те годы, конечно же, в умах думающих людей появлялось кое-что еще, что привело к Февральской революции. Ну а как без этого. Но мы тут не про политику, а про архитектуру!
Прекрасное здание строил замечательный архитектор Павел Сюзор, таланту которого мы обязаны возможностью проходить мимо прекрасных зданий, без сомнения, являющихся жемчужинами нашего Города. А жить в его домах — это как рукопожатие самогó Святого Петра и поцелуй самóй Авроры. (Я не жил. Всё впереди. Я по Лидвалю угорал. И по Барышникову))))
«Зингер» — это американская компания по производству швейных машин. В том числе таких, на которых могли бы люди шить дома, для своего удовольствия. Ну, популяризация техники, вы понимаете. Уверен, каждый из вас видел такие швейные машинки, а на машинках «Veritas» и «Подольск» (компании, ставшие наследницами «Зингера») кто-то даже что-то шил и шьёт сегодня.
Компания «Зингер» решила построить в центре Петербурга свой офис.
Сначала хотели небоскрёб — не вышло: в Санкт-Петербурге было ограничение на высоту зданий. Сюзор поступил хитро — купол и шарик этим законом не учитывались.
Само здание построили по тогдашнему ГОСТу. А башенку — уже выше.
На одной из скульптур на фасаде дома девушка в древнегреческом стиле держит в руке именно швейную машинку — хорошая отсылка, не правда ли?) Не поленитесь — посмотрите на скульптуры!
Ох, это время, когда техника опережала время: в домах появлялись электрические лифты, телефонные линии, водопровод и газ.
Наследие той эпохи мы и сейчас невозбранно можем увидеть там: в доме Зингера сохранились лифты (и всякое такое) того времени.
Модерн мой любимый. Простите, отвлёкся. Го дальше.
(Кто назовет первый (1910) в Европе дом, построенный по монолитно-железо-бетонной технологии, получит от меня батл шампуса. Подсказка — это Санкт-Петербург, и все этот дом видели). И бухали напротив.
Во время Первой мировой фирма «Зингер» попала в немилость: многие считали её предприятием германского происхождения. Чтобы доказать свою американскую правду, «Зингер» установил на своем доме скульптуру орла с государственного герба. Скульптура была там до 1924 года — потом исчезла по непонятным (а, может быть, и понятным — фиг их разберёт, этих политиков) причинам. В эти трудные годы много чего исчезло... В настоящее время американский орел после реставрации вернулся на родное место. Приходите и смотрите.
Вывеска «Дом книги» в нескольких вариантах (фоточки приложены) присутствовала на здании очень долго в советское время. Но все же и так знают, где Дом Книги (по сей день), и лишняя вывеска, на мой взгляд, портящая шедевральный Северный модерн, ему и не нужна.
Идем дальше.
Наверно, вас ожидает неожиданность (так себе каламбур, да и фиг с ним). Но — читайте и проникайтесь, любимые мои злодеи! И, конечно же, творите маленькие злодейства — как без этого?
Итак, один из символов города у нас — Исаакиевский — в прямом смысле подарил жизнь не менее прекрасному зданию Капитолия в Вашингтоне, тоже символу города.
Был такой архитектор Огюст Монферран, который построил самое крутейшее (имхо) сооружение в Европе. И любил он много чертить. Не от слова «чёрт», а от слова «черта». От первого слова я и сам не против это-самое. Да и от второго, чего врать...
И начертил товарищ Огюст Огюстович следующее.
Все мы знаем и любим наш Исаакиевский собор.
Посмотрите на его купол. А теперь посмотрите на Капитолий. Ничего не находите?
А все опять просто: архитектор Капитолия Томас Уолтер вдохновлялся чертежами инженерного решения Монферрана. Даже не просто водохновлялся — а лично видел эти чертежи на сайте. Стоп? На каком сайте? Не было тогда интернетов. Ну, видел, это точно.
Господин Уолтер почти точно скопировал ротонду и купол Исаакия в 1800 году. Нет, плагиата здесь нет: один архитектор перенял опыт другого. И это прекрасно.
Ну, и вишенка на торте.
Скажите, давно ли вы были на станции метро «Кировский завод»? А в Вашингтоне? А надо. Ну, как минимум на станции метро.
Окей, просто посмотрите. Особых комментариев не ждите.
Просто посмотрите. Станция метро «Кировский завод» (1955) и Памятник Линкольну (1922) (5 долларов разверните лицом Линкольна от себя) — выглядят очень, очень похоже. Ну да: классическая греческая штуковина. Очень монументально, и всё такое.
Как-то так. Такие дела.
Пишите в комментах, что думаете, злодеи! )))))